The Fix by Tepperman
Крайне позитивная книга, про то, как крупные проблемы можно решать. Настраивает на конструктивный лад и дает веру в человечество и в будущее.
Мы знаем решения, как вытаскивать страны из бедности. Мы умеем работать с расизмом и предотвращать террор. Мы умеем побеждать коррупцию. Мир не становится хуже, как чувствуется из новостей. Он становится лучше. И кейсы из книги Теппермана тому пример.
Их в книге десяток. Но три из них особенно мне близки.
Первый. Вытащи страну из бедности. Ботсвана.
Ботсвана – из тех примеров, когда ресурсное богатство не было разворовано, а пошло на пользу нации. Алмазы Ботсваны сделали ее бриллиантом Африки.
Ботсвана сделала просто. Постоянно отжимала долю в соглашении о разделении прибыли у Де Бирс. Эту долю инвестировала в школы, дороги и обучение. А сальдо откладывало в страновой стабилизационный фонд на случай кризисов. Соответственно, качество жизни в Ботсване одно из лучших в Африке.
Далее, в Ботсване политическое кредо пятидесяти лет было – не делать так, как делают соседи. Не летать первым классом, не покупать супругам золотые украшения. Не воровать. Не утаскивать в швейцарские банковские счета бюджетные средства. Получается, что в отличие от других стран Африки заработанное оставалось дома.
Получается, что ресурсное проклятие было решено через рецепт. Деньги не тратятся сразу и не раздувают голландскую болезнь. Финансы идут в развитие страновой инфраструктуры образования, транспорта и медицины. А политическое кредо – не опозориться, как соседние коррумпированные страны. Не разворовали.
Второй. Борьба с расизмом и террором. Канада и Индонезия.
Обе страны прошли через становление терпимости и открытости друг к другу.
Канада открыла границы всем нациям, без фильтрации по этносу. Значение имели параметры образования, чтобы иммигранты были высокого уровня. Через эту иммиграцию + внутренний совет двух языков Канада разрешила внутристрановой раздрай между франкоговорящими и англоговорящими. Параллельно став одной из необычно разноэтнических стран с высоким уровнем образования.
Индонезия была измучена исламским экстремизмом. И использовала мягкую тактику сначала подавления террора со стимулированием вовлечения в принятие решений и кооперацию тех, кто имел свою точку зрения. Год за годом религиозный раздрай смягчался светской позицией Сухарто. Сухарто считается не самым лучшим образцом госуправления, но его пример религиозного примирения вошел в книги.
Третье. Победить коррупцию. Сингапур.
В середине двадцатого века Сингапур звался вульгарно Sin Galore (парад грехов). С тех пор он стал практически образцом чистоты управления без коррупции. Какой рецепт?
Фундаментальное, год за годом, отношение к коррупции, как к ультимативному пороку. Подход Ли Кван Ю был тривиален. Госуправляющий должен быть профессиональным, иметь хорошее образование и опыт. Он будет нормально зарабатывать. Но.
Но.
Если хоть что-то украл, помог за деньги, присвоил себе, то – всё. Ты мог быть суперсильным. Суперпрофессиональным. Связанным родственными узами с кем угодно. Это не помогало. Сингапур принципиально построен на тотальном нетерпении к коррупции.
Поэтому все, что заработано, оставалось в стране.
Поверьте. Мир становится лучше. Нужно просто брать пример с нужных стран. Всегда есть приятные открытия. И в Африке, и в Азии. И даже в Южной Америке, где Бразилия много лет сокращает классовый разрыв между бедными и богатыми.
Еще на эту тематику из книг и других публикаций можно прочитать:
21 Lessons for the 21 Century. Harari. 5/5.
Сверху все видно, или Земля зеленеет.
In From The Cold by Peter Westin. 5/5.
Let Every Nation Know. JFK Speeches. 5/5.
Start-Up Nation by Dan Senor. 6/5 и 13%.
Boomerang by Lewis. 5/5 и 22%.
The Demographic Cliff by Harry Dent. 4/5 и 18%.
From Third World to First. Lee Kuan Yew. 4/5 и 16%.
Письмо №65. Страновая ментальность.
На прошлой неделе опубликовали: 12 Rules for Life by Peterson.
Все публикации копируются в канал Телеграм.
Позиции в статьях отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.