Р: Let Every Nation Know. JFK Speeches. 5/5

img_0077Зачем ворошить прошлое, зачем читать и слушать речи президента Кеннеди? Честно, есть несколько веских причин, почему десять лет спустя мы все же достали с полки аж на даче эту книгу. Потому что она про трудный момент в истории отношений СССР и США. Потому что она про умение отстаивать свою позицию, когда все сложно. Потому что она про силу слова против силы оружия.

Конечно же, есть несколько якорных речей, которые определили короткое, всего в тысячу дней, президентство JFK. Бесспорно, это идеалистичная инаугурационная речь, а также самопародия на нее через год. Несомненно, это “лунная речь”. Точно, краткая Ich bin ein Berliner. И грозная речь карибского кризиса. Что мы из них можем извлечь для себя пятьдесят пять лет спустя?То, что сразу чувствуется при прослушивании – это энергетика, четкость, выверенность и заряженность каждого слова. С Кеннеди сразу становится ясно, почему слова могут двигать людей на большее. Почему сильный лидер может добиваться результата словами, идеями, посылами и напутствиями. Потому что сам всего не сделаешь, но можно убедить миллионы – и все сложится.

Кеннеди избрался с очень тонким перевесом против Никсона. Джон молодой. Ричард более опытный. Карт-бланш давал Кеннеди возможность сказать мощную речь на инаугурации, в которой он поставил вопрос ребром, что пусть все знают, что Америка заплатит любую цену, чтобы остаться в позиции лидера свободного мира. Это обещание подверглось тесту уже через пару месяцев.

Вывод: громкая, яркая, красивая идея сплачивает нацию.

Попытка контрреволюционного переворота силами ЦРУ на Кубе оказалась самым громким провалом. Президентству всего три месяца, а Кеннеди уже одобрил операцию, которая вошла в историю, как катастрофа. После которой Джон сделал то, что никто не делал. Взял всю ответственность за ошибку на себя, вместо того, чтобы разогнать советников. Рейтинг только возрос.

Вывод: честное признание ошибки бывает выгодным.

Крупнейшим ударом по самосознанию американцев в начале 60-х было то, что Советский Союз запустил спутник первым, а потом укрепил лидерство полетом Гагарина. Кеннеди целый год тестировал готовность общества взяться за новую крупную цель. И, наконец, в “лунной речи” он поставил амбициознейшую цель, как национальную идею.

Эта речь (всего пара минут) просто пробивает насквозь своим мотивирующим зарядом взяться за самую сложную тематику, самое неприступное задание и самую невероятную проблему. “Мы решили полететь на Луну… И не потому, что это просто, но потому что это сложно. Потому что эта цель измерит предел наших способностей. Это тот вызов, который мы готовы принять и не готовы отложить…”

Вывод: ставьте невозможные цели и получите невероятные результаты.

Берлинская речь Ich bin ein Berliner в одну минуту и в пятьсот слов вообще является шедевром лаконичной обвиняющей принципиальности. Про то, что за свои идеи и принципы нужно стоять до конца. И помогать другим, кто их разделяет, также стоять до конца. Кеннеди стал самым популярным президентом в истории Германии. Через четверть века берлинская стена все же пала.

Вывод: поддерживай идеи других и получишь союзников.

Карибский кризис или “Тринадцать дней” вошел в историю с детальными записями, потому что Кеннеди потребовал установить в Белом Доме магнитофонную запись всех совещаний. Это по сути был ультимативный тест умения договариваться, верить в человечество и не проявлять “ястребиные” принципы со смертельными последствиями.

Мы знаем, что Хрущев признал Кеннеди президентом, с которым можно было договариваться, и которому можно было доверять. Это то, что стоит помнить и сейчас, потому что оказывается, что принцип Рейгана “Доверяй, но проверяй” все же выгоднее, чем эскалация конфликта до конца. Кстати, прямолинейный публичный способ конфронтации + переговоры напрямую = эффективность.

Вывод: принципы стоит отстаивать, но уметь договариваться не менее важно.

Поэтому ответ на вопрос: “Зачем ворошить прошлое?” – крайне прост.

Потому что в нем есть уроки, которые выучены в более тяжелых ситуациях.

Еще на эту тематику из книг можно прочитать:
Ben Horowitz. The Hard Thing About Hard Things. 5/5 и 24%.
Patrick Lencioni ‘The Five Disfunctions of a Team’ 5/5
Chomsky ‘Who Rules the World’ 4/5 и 17%
Lee Kuan Yew ‘From Third World to First’ 4/5 и 16%

На прошлой неделе опубликовали Р: Start-Up Nation by Dan Senor. 6/5 и 13%.

Все публикации копируются в канал Телеграм.

Позиции в статьях отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.