The Blind Watchmaker by Dawkins
Ричард Докинз написал “Слепого часовщика” в восьмидесятые. Про механизм эволюции и естественного отбора. И книга меня поразила, будто автор прямо на примере компьютеров в 64Кб оперативной памяти пишет на бейсике и паскале программы машинного обучения и эволюционных алгоритмов, которые сейчас вовсю считаются мейнстримом.
Где вы видели генетика-биолога-ботаника в восьмидесятые, который кодит нечто, являющееся мейнстримом сейчас. Невероятное ощущение. И такое же ощущение есть от прочтения книги. Докинз объясняет механизмы эволюции проще кого-угодно. По сути он переводчик с Дарвина на простой человеческий.
Первое. Машинное обучение.
Это сейчас мы знаем, что для того, чтобы натренировать простой алгоритм проводить машинку по лабиринту-туннелю, много усилий не надо. Простая нейронка, несколько десятков поколений. И ваш алгоритм катает машинку по треку, не задевая бортов.
Случайным образом получить такую штуку невозможно. Чтобы один из несчетного количества алгоритмов вдруг катал по треку без аварий – ничтожно вероятно. Но достаточно устроить маленькую дарвиновскую селекцию в машинном обучении – как у вас на столе появляется решение.
Сейчас этому никто не удивляется. А раньше казалось, что это просто невероятно.
Второе. Гены как машинный код.
Гены являются обрывками разных машинных кодов, которые проходят эволюционный отбор. Неэффективные гены (программный код) теряется в анналах истории. Успешные выживают и продолжают существовать. Учитывая скорость машинного обучения, та же скорость срабатывает и с генами.
На примерах от бактерий до мышей (где быстрое размножение) настройка под частично измененные новые условия происходит за десяток-другой поколений, была бы плодовитость, чтобы можно было отбирать. То есть в реальности эволюционный процесс происходит достаточно быстро, если мерять в поколениях.
Для человека, однако, несколько десятков-сотен поколений не видны. Ибо мы живем только одно. Поэтому на своей жизни мы эволюцию не видим.
Третье. Механизмы отбора.
Половое размножение является способом скрестить машинные коды разных версий. Это ускоряет микс, что позволяет отбору идти быстрее.
Естественный отбор позволяет более выгодным кодам выживать против менее выгодных. Как те алгоритмы, которые закрешили машинку в стенку трека или в другую машинку – их в следующий раунд не пускают.
Соперничание хищников-жертв самобалансируется. То есть с поколениями и атака, и защита становятся сильнее. Классический пример оружия и брони. Оба развиваются, так что процент уязвимости плюс минус остается в истории стабильным.
Ричард Докинз меня просто поразил тем, что в восьмидесятые написал то, что сейчас является парадигмой. Невероятный стратвзгляд.
Еще на эту тематику из книг и других публикаций можно прочитать:
Lifespan. Why We Age. 5/5.
Brief Answers… by Stephen Hawking.
She Has Her Mother’s Laugh by Zimmer. 5/5.
The Third Chimpanzee by Diamond. 5/5.
The Selfish Gene by Dawkins. 6/5.
Guns, Germs & Steel by Jared Diamond. 5/5 и 19%.
The Social Organism by Luckett & Casey. 4/5 и 11%.
Sapiens. 3/5 и 17%.
На прошлой неделе опубликовали: Liar’s Poker by Michael Lewis. 5/5.
Все публикации копируются в канал Телеграм.
Позиции в статьях отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.