Р: She Has Her Mother’s Laugh by Zimmer. 5/5

img_0115Эта книга про генетику настолько классная, что просто взял потратил время и добрался до вида у Сити с башней “Эволюция” только, чтобы сделать это фото. Книга и про программирование генов, и про химер, и про обратное приобретение мамами генома своих детей, и про ложные пути евгеники, и даже про то, как один человек может состоять из двух, но не знать об этом.

Учитывая, что в этом десятилетии мы научились редактировать геном, то человек на самом деле стал программистом на ДНК. Когда можно пытаться разобрать уже созданный код и размышлять, как же его доработать. Мы находимся в том историческом моменте, когда биоинженерия и генетика сходятся с машинным обучением и программированием.

Сейчас расскажем.

Если по теории Ламарка: у жирафа длинная шея, потому что он тянул ее, добираясь до листочков – поэтому и у жирафят тоже длинные шеи. Но на деле теория оказалась неработающая. Доказать просто. Берут мыша. Рубят хвост. Делают мышат. Они хвостатые. Повторяют сто раз. Хвосты никуда не пропадают. Наследственность не работает. Травмы не наследуются.

По Ламарку у жирафов шеи длинные, потому что их тянули. Это ложь.

Далее Дарвин взял и показал, что есть естественный отбор, то есть если окружающая среда дает одним признакам выиграть у других, то эти признаки и остаются в потомстве. За долгие тысячи лет формируются новые виды. Но дедушка Дарвин не смог объяснить, как же это происходит на самом деле. Его теория техники передачи признаков через геммулы сдулась как флогистон.

По Дарвину у жирафов шеи длинные, потому что другие не выжили.

Мендель углубил, создав теорию, что есть доминантные и рецессивные признаки. Когда папа и мама передают по половине признаков, а проявляются те, которые доминантные. Теория сразу оказалась работающей и практичной во множественных случаях. Не всегда, но в достаточном количестве, чтобы стать парадигмой и сохраниться до текущего признака.

По Менделю у двух жирафов шеи длинные, потому что этот ген проявляется.

Потом открыли ДНК. И тут началось самое вообще.

Сила ж в исключениях. Вот как так получается, что у коров бывают такие телки, которые сильные, как быки, но и молока не дают. Англичане даже для них термины выдумали. Это freemartin. Оказывается, что из-за особенностей беременности у коровы у нее может родиться бычок и рождается телка, которая как бычок. А по генному анализу она смесь мальчика XY и девочки XX.

Это как? Это бывает и у людей?

Да. Это бывает и у людей. То есть когда в одном теле есть и мужские, и женские геномы. Дело просто. При беременности, если есть контакт плацент брата и сестры, то стволовые клетки брата попадают к сестре и делают ее смесью двух организмов на клеточном уровне. Это не фантастика, это гермафродитизм обыкновенный, который по Менделю не объяснишь.

Дальше – больше. Оказывается, бывает вообще такая тема, что эмбрионы на самом раннем этапе могут срастись не в сиамских близнецов, а смешаться и вырасти в один нормальный организм. То есть человек человеком. Здоров. А по генному анализу у него части от одного человека и от другого. Мозаичность квадрогаметная.

Дальше – еще больше. Есть примеры, что в такой мозаичности человек по 90% клеток мужчина, а по женской половой системе – женщина. Поэтому вроде как по большинству клеток XY, а ребенка родил. Потому что 10% – оказались XX. Потому что в утробе матери произошла такая мозаичность, что вместо брата и сестры получился сестробрат или братосестр. То есть химера.

Тут ученые задумались, и решили посмотреть. А нет ли обратного генетического заражения мамы своими детьми. Бинго. Оказалось, что мамы являются микрохимерами, когда клетки их детей промигрировали через плаценту к ним. И они до самой смерти носят в себе развивающиеся клетки своих детей. Это не фантастика, это по анализам выясняется.

Пока генетики пытались со всем этим разобраться, то человечество научилось не только секвенировать ДНК, но еще и редактировать. И с 2010 годов этот редактор CRISPR пошел применяться. Тут мир задумался. И решил пока людей не редактировать. Неэтично ж. Вроде как евгеника с нацизмом. А Китай запретов не вводил, и где Сапиенсов редактируют – так это там.

Как это – “редактируют”?

Ну, есть простая редакция. Вам митохондрии на уровне эмбриона могут поменять на чужие. Типа у вас проблемные от мамы. Мы вам более активных подсадим. Чтобы жили поэнергичнее. Митохондрии же как электростанции, считай, для клеток.

А есть и сложная редакция, когда кусок ДНК вырезают. Ну, насовсем – например, раковый какой-то ген. А могут еще и новый вставить. Скажем, антираковый ген. То есть негативная и позитивная редакция.

Кстати, вот с ростом и с умом гена нет. Эти признаки вот так просто не наредактировать. Они омнигенетические, то есть рост и ум проистекают из такого количества участков генома, что где редактировать и не понятно. Пока не понятно.

В общем, в список профессий ближайшего будущего можно еще написать “программатор ДНК”.

Еще на эту тематику из книг и других публикаций можно прочитать:
Кто отец? Кто виноват?
The Third Chimpanzee by Diamond. 5/5
Естественный отбор глупости.
The Industries of the Future by Ross. 4/5 и 19%.
Перепрошить себя, или Человек 1.01?
Политкорректная ДНК дискриминация.

На прошлой неделе опубликовали: Р: The Quest by Yergin. 5/5.

Все публикации копируются в канал Телеграм.

Позиции в статьях отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.