Р: Den of Thieves by James Stewart. 5/5.

Эту книгу “Шайка Воров” мы начали читать еще в Ласточке, продолжили над Атлантикой и закончили в американской электричке между Нью-Йорком и Бостоном. Шедевр. Просто самый настоящий беловоротничковый детектив про преступников на финансовом поприще, только на реальных событиях без каких-либо фантазий.

На прошлой неделе мы разбирали, как построить на системе ценностей компанию, которая может жить практически вечно. На этой неделе мы напишем, как сломанный моральный компас приводит к падению. И почему это падение неизбежно через механизм гордости, безнаказанности, сопутствующих ошибок и следовательской машины правосудия.

Начнем с того, что происходило в бурных 80-х в США. Фондовый рынок бурно рос. Прайват эквити фонды успешно поднимались на почве LBO. Враждебные поглощения стали нормой. Мусорные облигации вознесли на Олимп Drexel. А инсайдерская торговля развернулась вовсю на возможности арбитражировать на потенциальных сделках M&A.

Достаточно было найти возможность получать конфиденциальную информацию о готовящихся сделках от юристов, сотрудников фондов или инвест-банкиров, открыть счет на Багамах и начать торговать. Типичный инсайд. Комиссия по ценным бумагам никак не могла ухватиться за расследование таких сделок. Потому что попробуй найди, попробуй докажи и попробуй засуди.

Но, рано или поздно, чем больше раскручивался круг инсайдеров, уверенных в своей безнаказанности из-за десятков повторяемых случаев успешных легких денег, тем больше возникало ниточек, за которые можно было потянуть, следов, по которым можно было идти.

Сначала федералам прилетело письмо с Багамов, что наши пара сотрудников банка явно инсайдят. Это была даже не мелкая рыбешка, это был планктон, который копировал сделки Денниса Левина. Далее, за этими ниточками вышли на Айвана Боески. Через Айвана Боески добрались до Марти Сигеля. А уж от Марти Сигеля смогли инкриминировать самого Майка Милкена.

Алгоритм американских следователей прост. Если предлагать планктону сделку со следствием, то он выведет на мелкую рыбешку. Мелкая рыбешка согласится в обмен на сокращенный срок дать показания против средней. От средней уже недалеко до крупной. А затем уже и акулу прижать можно.

Комиссия по ценным бумагам сделала своим крестовым походом развернуть эту схему. По пути изымая средства, заработанные на инсайде с участников, оставляя последних почти без штанов. С Левина сняли больше 10 миллионов. С Боески сняли 100 миллионов. С Сигеля то, что смогли, вырвав у него даже последний бонус из рук в три миллиона. А вот с Милкена смогли забрать аж 600 миллионов долларов. Учитывая годовой бюджет SEC в 100 миллионов, за пару лет ребята обеспечили себе финансирование на семь с половиной лет.

Если Левин, Боески и Сигель остались практически без денег (Айвану даже пришлось судиться с бывшей супругой, чтобы она могла его содержать), то Майк Милкен смог отбиться только 600 миллионами из своего трехмиллиардного состояния. Потому что остальные средства были достаточно легитимно заработаны на создании империи мусорных облигаций.

Банк Дрексель с пятого места в рейтинге стал банкротом. Десять тысяч его сотрудников потеряли работу. Киддер Пибоди был продан и перепродан до окончательной смерти. Крупнейшая арбитражная компания Боески исчезла с лица земли. Сик транзит глория мунди. А SEC заработала репутацию зубастой федеральной организации, которая смогла прижать по сути финансовую мафию и снять с них неправедно заработанные деньги.

Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Правильные ценности ведут к долголетию. А ложные к Геростратовой славе.

Еще на эту тематику из книг можно прочитать:
Alan Greenberg ‘Memos from the Chairman’ 5/5
Patrick Lencioni ‘The Five Disfunctions of a Team’ 5/5
Blumberg. Return On Integrity. 4/5 и 19%.
Nassim Taleb ‘Antifragility’ 3/5 и 8%
Schilit ‘Financial Shenanigans’ 5/5 и 20%

На прошлой неделе опубликовали Goldman Sachs by Lisa Endlich

Все публикации копируются в канал Телеграм.

Позиции в статьях отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.