Пять книжек про Трампа
Я посмотрел, какие книги про Трампа и его модель управления, частного и государственного, есть у меня в архиве. Оказалось, что целых пять. Решил из их рецензий выбрать самые интересные моменты, чтобы почувствовать вкус времени, турбулентности, поляризованности и неоднозначности.
Начнем с книги 1987 года, The Art of the Deal. Затем продолжим предвыборным памфлетом Crippled Nation. Эти две авторские книги были прочитаны, чтобы понять, что такое Трамп его же словами. А потом мы отрецензировали три критичные книги, как устроена система управления у Трампа. Это шедевр Майкла Льюиса The Fifth Risk. И дуплет Майкла Вольфа Fire and Fury и The Siege.
Поехали, посмотрим в зеркало заднего вида про уже известное нам. Не претендую на расстановку точек. Просто поднятие архивов к моменту.
The Art of the Deal. 1987 год. Я рецензировал в ноябре 2016 года.
По итогам автобиографии из времен Рейгана я был более чем уверен, что The Donald:
— будет самым непредсказуемым президентом США в истории,
— любую ситуацию станет выкручивать в свою пользу до конца,
— друзей сделает врагами, а врагов друзьями и наоборот,
— гарантированно войдет в историю морем спонтанных решений, так оно и оказалось.
Цитаты из книги про модель управления. Суть модели Трампа в максимальной гибкости и минимальной связанности:
«Я не ношу портфель. Я не назначаю много встреч. Я держу календарь открытым. Нельзя быть предпринимателем, если сдержан правилами».
«Я злюсь на себя, если приму встречу в календарь за много месяцев…потому что потом с нее сложно съехать».
«Он мне начинает объяснять. Я его пресекаю. Мне не интересно знать. Сделай работу и уходи».
Вывод: человек не меняется и за десятки лет.
Crippled America. 2015 год. Я рецензировал в январе 2016 года.
Вспомним, почему рейтинг у Трампа оказался такой чрезвычайный:
— он сам фондирует свою избирательную компанию,
— он говорит, что думает, и он единственный крупный бизнесмен в политике,
— он предлагает радикально урезать Налоговый кодекс с 74 тысяч страниц с репатриацией капитала и прибылей корпораций,
— он существенно пересматривает политику по военному бюджету (чисто подход по окупаемости, например, взимать плату с Южной Кореи за пограничный сервис),
— он уточняет иммиграционную политику, что будет жестко отсекать нелегалов и приветствовать высококвалифицированных легалов,
— он хвалит внешнюю политику Путина, отмечает, что сам стал бы так делать.
Вывод: человек не меняется.
The Fifth Risk. 2018 год. Я рецензировал в июле 2019 года.
Пятая категория — это риски управления. Когда в принципе нет системы анализа, действия, контроля, корректировки. Поэтому любой риск начинает вызывать цепную реакцию или каскад новых проблем.
Майкл Льюис анализирует цепочку событий перехода управления госаппаратом в два миллиона человек два года назад. Тогда в Штатах этот процесс после избрания Дональда пошел чуть иначе обычного.
Это произошло постольку, поскольку Трамп в принципе не формировал полную команду на планирование перехода к власти. Transition team является важной частью кандидатской команды. Задача простая — на каждую топовую вакансию госаппарата поставить своего человека. Это несколько сотен людей.
Но Трамп выиграл и оказалось, что скамейка запасных сформирована не полностью. Поэтому многие министерства, ожидая приезда новых министров, подготовили папки со стартовыми материалами, проекторы с презентациями и кабинет с креслом — но самих в первые недели не дождались.
То есть получилось, что прежние руководители запаковали свои вещи и съехали, а новых президент еще не успел выбрать и поставить. Поэтому первые полгода были особенно сложными из-за разорванной цепочки управления. Когда между Белым Домом и госаппаратом не хватало проводников.
Вывод: к победе в 2016 году Трамп был совсем не готов.
Fire and Fury. 2018 год. Я рецензировал в апреле 2018.
Когда ты готовишься к проигрышу, то у тебя не будет контактов, команды и плана, с кем и над чем работать в случае победы. Именно эта ловушка и случилась с Трампом, что в течение первых месяцев приходилось решать задачу, а вообще как начать выстраивать план работ, сеть контактов и команду. Это стоило драгоценного времени и усилий. Вывод: никогда не готовься к проигрышу.
Американская политика построена на богатой сети контактов, которую называют Deep State. То есть в Вашингтоне есть сложившийся слой бюрократии (в хорошем смысле слова) или чиновников, которые являются механизмом решения проблем. Если у тебя нет контактов с Deep State, а есть только угроза ‘Drain the Swamp’, то где взять шерп-проводников по данным скалам?
В итоге, на начало января прошлого года, перед инаугурацией, у Дональда была только поспешно собранная скамейка игроков, которые из-за чисто бизнесового (и медийного) опыта Трампа не были хорошо подготовлены для работы в Вашингтоне. Что означало, что даже контактов, кому позвонить, чтобы начать решать задачу — было недостаточно. Голова была, шеи не было.
Если команды нет, то надо ее собирать. Поспешный сбор команды означал, что продуманности и проработанности планов не было. Именно поэтому ротация кадров в первый год была высокой. Вдобавок, часть позиций доверенным лицам создавалась без исторических прецедентов, например, Бэннон, который обеспечил медийный выигрыш, получил новоизобретенный пост главного стратега.
В таких условиях Дональду оставалось опираться только на семейный опыт, когда дочь Иванка и ее супруг Джаред стали правой рукой Трампа в управлении администрацией президента. Их преимущество — в том, что они знали, как договариваться с Дональдом. Их недостаток — что в американской политике непотизм (родственники в администрации) воспринимаются отрицательно.
Вывод: конфронтации и неготовность договариваться – болезненны, а старт работы Президентом требовал строить команду и коалиции.
The Siege. 2019 год. Рецензия ноября 2019 года.
Второй год и дальше у Дональда — это проблема сопротивления сложившейся системы его решениям и вообще присутствию Трампа во главе исполнительной власти. Для Дональда это:
— обнаружение, что он не может уволить/назначить часть ключевых фигур в исполнительной вертикали. ФБР и комитет Мюллера независимы;
— выявление невозможности многие приказы отдавать напрямую, так как либо они не исполнимы, либо не легитимны;
— понимание, что нужна постоянная команда профессиональных советников и юристов, но лояльных трудно найти.
Оказывается, бизнес-подходы не всегда работают в политике, где надо договариваться о компромиссах и одолжениях. Тогда как в бизнесе Дональд просто брал свою линию.
Второй и третий год по книге — это непрестанные истории про поиск истеблишментом способов противодействовать президенту. Комитеты. Расследования. Запросы. Вызовы на допрос коллег, партнеров, сотрудников.
Вывод: система работает без президента и может быть крепкой и самостоятельной.
Пожалуй, дух времени мы охватили. Теперь остается чуть времени, и можно будет посмотреть, что же дальше. И еще подождем, найдем и отрецензируем интересную книгу вашинтонского истеблишмента про итоги президентства.
Еще на эту тематику из toolkits, книг и других публикаций можно прочитать:
Let Every Nation Know. JFK Speeches. 5/5.
From Third World to First. Lee Kuan Yew. 4/5 и 16%.
Married to a Legend. 3/5 и 15%.
Arnold Schwarzenegger ‘Total Recall’ 4/5.
На прошлой неделе опубликовали: 750 дней нон-стоп.
Все публикации копируются и выкладываются ботом в канал Телеграм.
Позиция в данной статье является частным мнением автора в частном блоге и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.