Big Debt Crises. Часть третья.
Вы посмотрите на содержание третьего тома, и все поймете, почему его стоит читать. Это кейсы, включая три анализа из России. Третий том – это кейсбук из двух частей. Первая – про дефляционные долговые кризисы, когда происходит снижение цен, что опасно для должников, так как проценты становятся все тяжелее. Вторая – про инфляционные долговые кризисы, когда инфляция уничтожает кредиторов, так как тело долга и проценты обесцениваются.
Давайте посмотрим внутрь.
Часть первая. Дефляционные кризисы.
Практически все, что происходило до 1950-х или 1970-х, было по одному сценарию. Валюта зафиксирована привязкой к золоту. Во время кризиса все сидят на деньгах. Поэтому в стране вдруг становится мало наличности. Центральный банк не вливает деньги в экономику, так как действует золотой стандарт. Деньги становятся дефицитом. Цены падают. Взятые кредиты становятся непомерными, так как доходы меньше, а проценты те же.
Каждая из стран в первой секции применяла похожие решения. Это отвязка от золотого стандарта. Когда центральный банк может наконец-то вливать деньги в экономику во время кризиса, убирая дефицит денег.
Подобные кризисы повторялись и после золотого стандарта. Например, в зоне евро. Потому что евро является надстрановой валютой. Греция или Германия евро напечатать не могут. Это делает ЕвроЦБ сам и на всю еврозону.
Также дефляционный кризис случается в странах, где валюта является резервной для мира. Например йены или доллары. В случае кризиса из страны капитал не убегает, но он начинает мертвым грузом сидеть на счетах в банках без движения, потому что все боятся куда-то вкладываться. В итоге, в стране просто становится мало ликвидных денег. И наступает дефляция.
Дефляция страшна тем, что она уничтожает должников, то есть тех, кто брал деньги на развитие. Поэтому инвест-проекты умирают. Поэтому потребители становятся раздавленными ипотекой. Да и выход из дефляции очень сложен. У Японии он занял полтора десятилетия.
Получается, что если в стране деньги “золотые”, либо деньги “надстрановые”, либо резервная валюта для мира, то кризис будет для должников.
Часть вторая. Инфляционные кризисы.
Этот тип кризиса гораздо более знаком нам. Когда в стране часть долгов сделана в зарубежной валюте. Например, как в России во всех трех кризисах был валютный долг. Также, в стране был достаточный размер портфельных инвестиций, сделанных в долларах и иностранцами.
Что происходит во время кризиса – из страны начинает уходить валюта. Далее центробанки какое-то время держит курс, затем происходит девальвация и инфляция. Разница только в масштабе происходящего. От десятка процентов, до тысяч процентов.
Чем три кризиса в России отличались друг от друга. Тем, что раз за разом инфляционная спираль и глубина кризиса были меньше, чем прежде. То есть монетарная политика ЦБ помогала смягчить кризис все больше и больше.
Отметим, что ключевой урок по валютному курсу – что в таком кризисе курс удержать невозможно. Попытка удержания курса рано или поздно уничтожит валютные резервы. Искусство заключается в том, чтобы достаточно отпустить курс и дать экономике прийти в равновесие.
Текущая ситуация 2020 года в книге, понятно, не рассматривается. Но есть интересное замечание. Сейчас кризис не является чисто инфляционным. Мы находимся практически посередине. У нас очень низкая инфляция, у нас работающая монетарная политика и малое изменение валютного курса.
Еще на эту тематику из книг и других публикаций можно прочитать:
The Ten Trillion Dollar Gamble by Koesterich.
In Fed We Trust. Мы верим в ЦБ.
Bankers & Bolsheviks by Hassan Malik.
The Only Game in Town. El-Erian.
Евро не работает.
The Euro. 4/5 и 19%.
Письмо №64. Фед. Следующий кризис. Великая депрессия. Россия сейчас.
На прошлой неделе опубликовали: Big Debt Crises 2. Кейсы Германии и США.
Все публикации копируются в канал Телеграм.
Позиции в статьях отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.