Новость: Евро не работает.

Джозеф Стиглиц – нобелевский лауреат из моей альма-матер Columbia University – структурировано объяснил, почему евро как единая валюта не жилец. С тех пор новости на тематику устойчивости еврозоны попали на стратегический радар блога. За прошедшую неделю случилось несколько событий и публикаций в копилку доказательств теории, что евро превращается в зомби-валюту.

Первое. Мари Ле Пен во Франции делает ставку на позицию выхода из еврозоны. Цель простая: восстановление суверенитета, введение своей валюты, установление своего центробанка. Как Стиглиц и указывает, политики и жители будут склонны выбирать свою валюту, инфляцию и экономрост вместо евро, дефляции и стагнации. На текущий момент Ле Пен является кандидатом с наибольшей популярностью. Очевидно, что уход Франции из евро будет смертью валютного союза.

Второе. Призрак Grexit никуда не делся. История 2015 года имеет все шансы к июлю разгореться снова, так как грекам нужно выплачивать 86 миллиардов, которых у них нет. Для понимания, Греция по населению как Москва. Ни одна экономика не будет в состоянии реструктуризировать 181% долг к ВВП, если в ней каждый четвертый безработный, а среди молодежи каждый второй. Соответственно, Ципрас в прошлый раз был вынужден уступить требованиям Меркель. Сейчас история повторяется.

Третье. Супер Марио (Драги – директор ЕЦБ), как и полагается, каблуки в землю и утверждает, что евросоюз нерушимый создан волей народов, поэтому никто никуда выходить не будет. Чтобы быть убедительным, то Драги приводит пример, что его родной Италии выход будет стоить под 400 миллиардов евро. На деле, Марио находится в тупиковой ситуации. Он, как СЕО ЕЦБ, не может признать, что конструкция не работает. Он будет стоять до конца, пока конструкция не развалится.

Подвывод: если в новостях по запросу “grexit” заголовки содержат термины ‘dangerous’, ‘NOT an option’, ‘returns to haunt’, ‘once again’ – то должна срабатывать простая логика. Если ситуация не имеет системного решения уже несколько лет, она постоянно сваливается в повторение там, где ее затушили, а также возгорается в новых местах – значит, система не работоспособна в текущем варианте. Она динамически не устойчива. Нет никакого фундаментального решения, только словесные заверения и политические прессинги.

Вывод: риски разрушения еврозоны для России простые – снижение экспорта в Евросоюз с соответствущим спадом у нас. Вопрос только во времени – когда это случится. Если весной выберут Ле Пен, то будет Frexit, только с девальвацией евро по типу как у фунта. Если не выберут, то затем летом будет риск Grexit2. И далее тоже поводы найдутся. Котёл уже кипит. Можете позволить себе брать кредиты в евро, а депозиты размещать в долларовые активы?