Debt. The First 5000 Years by Graeber

img_1026Толстая книга “Долг. Первые пять тысяч лет” имеет внушающий заголовок и не менее весомую библиографию на сорок страниц. Это фундаментальный труд про то, откуда появилось понятие долга, как оно эволюционировало. Приводило к закладным, распискам, к деньгам и к рабству.

Без всяких сомнений, это наифундаментальнейший труд, который рецензировать и конспектировать – все равно что писать выжимку из энциклопедии. Здесь разобраны все эпохи, континенты и ключевые страны. Но рискнем:

До изобретения денег человечество не особо пользовалось бартером, так как мы его понимаем. Скорее использовался подход “ты мне, а я потом тебе“. Причина простая – прямой бартер здесь и сейчас экстремально сложен. А взять вещь или получить услугу, а потом попробовать вернуть в момент, когда можешь – это проще.

Поэтому, долг начался с того, что вы брали одежду, еду, топор, а потом возвращали, когда у вас была возможность. Проценты, естественно, в таком обществе отсутствуют. Если возвращать то, что взял, не удавалось, отдавался грубый эквивалент, тогда, когда это было возможно.

Если же такой изначальный примитивный долг невозможно было вернуть эквивалентом, то он мог приниматься физическим возвратом. От тела, до родственников, до рабства. Получалось, что долг из вещи переносился на человека и лишал его прав. Эта цепочка в истории повторялась постоянно.

Через долговые ямы. Через возврат детьми. Через сдачу сестер. Получалось рабство раз за разом, практически в каждом обществе.

В какой-то момент эквивалент стал меряться деньгами, но не каждый долг подлежал возврату деньгами. Принцип талиона работал. Могли и пальцы отрезать, могли и руки лишить. Здесь сильно зависело от региона и исторического момента. Но деньги не всегда помогали, в кровной мести не они важны.

Рабство и талион приводили к понятию наследуемого долга. Должен своему племени, что тебя вырастили. Должен родителям или старшему брату. Должен просто за то, что уже родился. Первородный наследуемый долг, когда не можешь выйти в жизнь самостоятельно и стать собой одним – это понятие практически у всех народов встраивалось в молодых как момент воспитания.

Затем с деньгами появилось ростовщичество, которое только быстрее приводило к порабощению. Если в Ветхом завете можно давать под процент и брать в рабство чужаков, то в Исламе уже есть запрет на ростовщичество как неаллахоугодную деятельность.

Ростовщичество никуда не делось, на нем строились рыцарские и монашеские дома, венецианские и генуэзские республики и государства. Ростовщиками пользовались, а затем их же казнили короли. Долг стал финансовым инструментом, построенным на серебре и золоте.

Это продолжалось до 1971 года, когда золотой стандарт доллара был отменен. И все. Теперь долг окончательно оторван от тела, вещи, физической сущности. Он стал безналичным или бумажным. Пять тысяч лет долга от обязательства вернуть то, что взял, закончились сложным процентом безналичного толка.

От физического смысла к метафизической математической транзакции.

Еще на эту тематику из книг и других публикаций можно прочитать:
Reminiscences of a Stock Operator.
Deep Simplicity by Gribbin. 4/5.
Dark Pools by Scott Patterson. 4/5 и 22%.
Michael Lewis ‘The Money Culture’ 3/5 и 8%.

На прошлой неделе опубликовали: Talking to Strangers. Malcolm Gladwell.

Все публикации копируются в канал Телеграм.

Позиции в статьях отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.