Р: The Alchemists by Neil Irwin. 5/5 и 19%.
Какая книга заслуживает прочтения в неделю назначения нового главы ЦБ США Джерома Пауэлла? Конечно же про историю созданий и инструментарий центральных банков. Этот занимательнейший труд читается крайне интересно, но очень-очень медленно. Во-первых, он фундаментально толстый. Во-вторых он набит такой мощнейшей исторической фактурой, что вникать и вникать.
Из забавных фактов. Один из первых центральных банков был создан латвийцем датских корней, эмигрировавшим в Швецию со сменой имени и фамилии. Но банк национализировали и сделали Шведским Королевским Банком. Или, что в Штатах сначала был Первый Национальный ЦБ, затем Второй Национальный ЦБ, и только с третьей попытки создался Fed. Дальше – больше…
Первый шведский центробанк был частным. То есть частный банк напринимал на хранение медные пластины большого веса (в рюкзаке только и носить), выдавая за них расписки. Расписки стали приниматься как денежные знаки. И банк стал по факту через кредиты финансировать шведскую экономику, простимулировав десятилетие бурного экономического роста.
Почему королю пришлось спасать частный центробанк. Потому что держатели денежных знаков в определенный момент совершили набег на банк с целью обменять расписки на реальную медь. Ну, понятно, что меди для всех не хватило, а принять, что их депозиты превратились в кредиты для бизнеса – это банк не спасало. Пришлось пройти через национализацию.
Следующим крупным центробанком был английский, созданный буквально пару десятилетий спустя после шведского еще в 17 веке. По сути, именно с его помощью ковалась финансовая сила Британской Империи. Именно с его подачи началось использование механизмов спасения частных банков в кризисы набегов силами центрального банка.
Уже три века механизм спасения центральным банком всей банковской системы от набегов работает безусловная гарантия ликвидности. То есть, если в частный банк пришли вкладчики забирать средства, то англичане научились через центробанк такие паники гасить и предотвращать. Так центробанки из изготовителей денег превратились в гарантов банковской системы.
В США механизм создания центрального банка был очень долгим и очень болезненным. Достаньте двадцатидолларовую купюру. Там президент Джексон. Думаете, он за какие заслуги там? Он в напоминание, что президент Джексон убил первый центробанк США через законодательный акт по ликвидации “губительной монополии”. Второй банк тоже ликвидировали.
И в 20 век США вошли вообще без центробанка. И только кризис 1907 года и харизма JP Morgan лично позволили запустить процесс создания нового центробанка. Он снова был частный и остается частным. В принципе, он был создан с мандатом на 20 лет вперед и подлежал принудительному роспуску в 1928 году, но в ревущие двадцатые его мандат продлили. С тех пор Fed нерушима.
Как вы думаете, кто самый сильный политик, у кого максимальная власть в Европе. У Председателя Европейского Центрального Банка. Потому что все страны на уровне ЕС фрагментированы. Президент ЕС более представительный. Спикер Европарламента только спикер. А Председатель ЕЦБ практически эквивалент по силе Председателю Fed, который второй по силе в Штатах после Президента США.
Что за власть у центрального банка?
- Выпускать деньги. В первую очередь безналичные. Главное, не уйти в катастрофу Веймарской республики с трилионнопроцентной инфляцией.
- Определять уровень инфляции. Через регулирование количества денег в экономике ЦБ в состоянии задавать общий уровень цен и…
- …Управлять уровнем безработицы. В принципе, те кто знает макроэкономику, помнят, что инфляция и безработица обратно связаны. То есть выпускаем деньги – оживляем кредиты – бизнес растет – падает безработица, но и растет инфляция.
- Гарантировать устойчивость финансовой системы. Можно спасать Lehman, можно санировать банки, можно гарантировать кредиты, можно “do whatever it takes” – знаменитая цитата Марио Драги и Бена Бернанке.
- Смещать политиков. Например, ЕЦБ путем скупки или не скупки гособлигаций отдельных стран может либо облегчить течение кризиса (сохранив политиков у власти), либо углубить течение кризиса (лишив политиков власти).
При всем при этом – успешный ЦБ по западной практике – это независимый ЦБ с назначаемым сильным главой, который имеет огромный мандат для действий. То есть хранитель финансовой стабильности в демократии является невыборным ультрасильным кардиналом. Сенат США пытался после кризиса 2008 года обрезать Fed во власти. Не удалось. Не хватило решимости и смелости выборным политикам взять на себя ответственность за судьбу экономики.
В книге есть еще про Китай и Японию, но там свой, восточный путь, не без отрицания уроков западных практик. Как сказал председатель китайского ЦБ – “Западный путь – проверенным лекарством ударно лечим. Наш путь – мы назначаем комплекс и смотрим за состоянием”.
В книге 21 закладка на первые 100 страниц или 21%, во всей книге 19% содержательности. Интересность 5/5. Но очень медленно читается.
Еще на эту тематику из книг можно прочитать:
Joseph Stiglitz ‘The Euro’ 4/5 и 19%
Chomsky ‘Who Rules the World’ 4/5 и 17%
Russ Koesterich ‘The Ten Trillion Dollar Gamble’ 3/5
На прошлой неделе опубликовали Р: Grit by Duckworth. 5/5 и 18%.
Все публикации копируются в канал Телеграм.
Позиции в статьях отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.