Новость: Когда все упадет, или размышления к ПМЭФ.
В России дно, а в мире – пик. Это опасно, потому что наши надежды на экономический рост и восстановление экономики могут быть уничтожены спадом в глобальной экономике. Тогда расчеты на достижение уровня 2013 года в 2020-2025 годах не исполняются, и мы получаем десятилетку простоя в экономике, которая навсегда войдет в экономическую историю. Поэтому я последние полгода больше смотрю не на крохотные цифры найденного эконом роста у нас, а на температуру оставшихся 98% мировой экономики, особенно четверти в виде США.
Для анализа момента цикла, в котором находится экономика изобретено множество показателей. Сейчас внимание приковано к США, так как прошлый кризис пришел именно оттуда. И один из главных показателей – что перед спадом фондовый рынок бьет рекорды – показывает сверхперегретость. В прошлом году было мнение, что все упадет после президентских выборов. Выбрали Трампа, а рынок продолжил расти. Администрация Трампа бодрится, что все будет хорошо и закладывают в бюджет 3% скорость роста (чего при Обаме не было ни единого года).
Деликатесом для любого экономиста-финансиста-стратега является публикация Bank of America о двадцати собранных метриках перегретости рынка. По 18 из 20 градусников США уже существенно температурят над историческими средними. Давайте разберемся.
Первое – шесть из шести PE показателей стоимости рынка горячие. То есть акции стоят дорого по мерке количества уплачиваемых за них годовых прибылей, будь то текущие, скользящие средние, ожидаемые, либо средние за цикл.
Второе – акции дороги по отношению к балансу компаний. То есть компании стоят в среднем 3 с лишним раза своего чистого баланса.
Третье – акции дороги к показателям EBITDA, операционного денежного потока и выручки. То есть компании даже по кэшу дороже обычного.
Четвертое – акции дороги по показателям с учетом роста и дивидендов. То есть уже нечего ожидать удорожания, ни роста дивидендов.
Что это значит? То, что капитал в США как никогда дешев, и доходности на него нет, вкладываться некуда. Поэтому активы переоценены. В России ситуация, что ТРЕБУЕМАЯ доходность из-за рисков гораздо выше среднемировой, а тем более, американской. Поэтому активы недооценены. И, хотя, наш фондовый рынок дешевый, капитал в Россию не течет. В момент, когда экономика США начнет спускаться, то спад распространится на мир и будет еще раз аналог 2008-2009 года.
По Госкомстату инвестиции в основной капитал снижаются уже три года подряд. ЦБ видит, что в 1 квартале произошел перелом с ростом в 1.5-2.0%. Но, на деле это практически кратно ниже, чем было в нулевых годах. В России сейчас, в основном, maintenance capex – то есть поддержание основных фондов, чем в развитие. Получается, что кэш в экономике есть, а вложений нет. Выход из кризиса через инвестиционный механизм по типу Китая не работает. Выход из кризиса через кредитный механизм по типу Японии, Европы и США не удается запустить.
Вывод: в свете перегретости США + простом механизме переноса кризиса из США на весь мир + дне кризиса в России пытаться инвестировать в Россию желающих мало. Поэтому сценарий, что восстановимся до 2013 года уже в 2020 – уже не выполняется. И уже не важно, какая будет нефть.
Из стратоновостей еще можно прочитать:
Триллион-фонд, касса на триста и рост.
Плюс, минус, ноль. И все равно будет неправильно.
Вы можете отслеживать новые публикации на Facebook, Telegram, VK и Twitter.