Stratonews: Обезугливание экономики.

В немецком языке есть слово ‘Energiewende’, или “Энергопереход”. То есть фундаментальная трансформация источников энергии к безуглеродным/возобновляемым ресурсам. Три новости одновременно про это.

Новость 1. Алгоритм достижения третьего уровня Energiewende опубликован в HBR. В первом уровне возобновляемые источники почти незаметны. Во втором уровне операторам сетей приходится вмешиваться в регулирование. На третьем уровне частная возобновляемая генерация определяет лицо отрасли.

Новость 2. Великобритания сутки продержалась без использования угля в генерации, пишут Ведомости. Страна, которая начала индустриальную революцию, уверенно уводит уголь из энергобаланса, замещая ветрогенераторами, благо побережья и шельфа достаточно.

Новость 3. McKinsey Global Institute среди 12 разрушительных технологий для современного уклада называет две, связанные с хранением энергии и с возобновляемыми источниками. В частности, через десять лет автомобили будут гибридные. А из энергобаланса уйдет полмиллиарда тонн углеводородов.

Двадцать лет назад, когда в выпускном классе школы в рамках географической конференции мне выпал доклад про возобновляемые источники энергетики, его тезисом был: “Гидроэнергетики на потребности человечества не хватит, солнечная и ветроэнергетика появляются, но их размер мал, а себестоимость велики”. Прошло меньше четверти века, а в Германии уже до 30% из новых источников. Китай продолжает наращивать и удешевлять производство солнечных панелей. Сименс находит инженерные решения, как удвоить мощность ветряка. В рамках концепции S-curve по адаптации новых технологий в жизнь мир перешел в стадию быстрого роста замещающей технологии. Уже нет сомнений, что за этой энергетикой будущее.

Есть две больших технологических задачи, которые еще не полностью решены, но будут выполнены.

  1. Как балансировать неровности производства электроэнергии, когда мощности подвержены погоде? Здесь ответ – хранение, что потребители будут иметь запасы в быстрой доступности. От подвала, до узла рядом. Если поколение назад думали, что будут строить сверхпроводящие кольца, то теперь решение прозаично – просто большие литиевые батарейки.
  2. Как администрировать сеть, в которой большое количество волатильных частных поставщиков. Пока их было мало, вопрос остро не стоял, то теперь, когда нужно приостанавливать традиционные мощности, поскольку ветро-солнечные гонят энергию по нулевой стоимости в пиковые моменты генерации.

На этих трендах в РФ поднимутся отрасли:

  • Установки энергорешений для частного сектора. В США уже в полную силу. В России будет в ЮФО.
  • Обслуживания литиевых батарей, так как они изнашиваются, их потребуется содержать и менять.
  • Надеюсь, производства ветрогенераторов, где есть смежные компетенции.

Еще раз отмечу, что из-за того, что альтернативная возобновляемая энергетика в первую очередь вытесняет уголь, то по прогнозам экспорт нефти и газа ближайшую десятилетку падать не будет. Отрасль, которая становилась десятилетия будет угасать десятилетия.

Аргументация простая:

  • Сначала вылетает из баланса уголь. Он останется для металлургов, но из баланса электроэнергетики будет вымываться. В Великобритании быстро. В России очень долго (экспортный паритет ценообразования по сибирской генерации).
  • Автомобилизация растет, поэтому парк будет увеличиваться вслед за ростом населения в мире (за счет ЮВА). Весь парк до чистых батареек не дойдет, двигатели Отто и Дизеля еще послужат. Автомобили, в конечном итоге, ездят на нефти.
  • Часть потребителей находится в климатических зонах, где нет достаточной инсоляции и ветра. Одно дело, когда на экваторе солнечная постоянная киловатт на квадметр. Другое дело, когда в Питере всего тридцать безоблачных дней в году.

По данной тематике из стратоновостей можно еще прочитать:
Запретить бензин и газ?
Ron Chernow. Titan. The Life of John D. Rockefeller. 4/5 и 9%.

Вы можете отслеживать новые публикации на Facebook, Telegram, VK и Twitter.