Новость: Деньги из мусора.
Зачем шведы импортируют мусор? Суть кратко, поколение назад шведы приняли закон налогах на ископаемое топливо. Соответственно, половина их генерации электроэнергии сейчас уже из возобновляемых источников (включая гидроэнергетику). Кроме альтернативной энергетики у шведов поднялась переработка мусора до такой степени, что на свалку уходит только 1%. Остальное либо в повторное, либо в сжигание. Сжигание мусора обеспечивает электричеством и теплом 5 и 20% домов соответственно.
Поэтому шведы готовы импортировать мусор, так как своя переработка слишком эффективна. В других странах Европы менталитет не настолько ориентирован на экологию, а штрафы на мусор еще не позволили создать свои отрасли 99% переработки. Поэтому британцы везут через Северное море шведам ресурсы и топливо.
У данной новости есть масштабные последствия для России.
Первое. Шведы на практике показали, что мусор может обеспечивать серьезную долю энергобаланса. Соединяя это со статистикой альтернативной энергетики в Германии, где треть электробаланса закрывается ими, мы получаем рецепт, как существенно понизить потребление газа и угля в генерации тепла и электроэнергии. Сразу напрашивается ложный вывод, что экспорт Газпрома безусловно сократится. Это не так. Еврокомиссия сделала сценарный расчет до 2050 года с учетом повышения энергоэффективности и роста альтернативных. Экспорт газа из России останется, так как в первую очередь вылетает из баланса уголь, далее собственное внутриевропейское производство газа падает. Ключевой вопрос – откуда будет импорт. Из Залива, из Магриба или из России.
Второе. Переработка мусора в России отсутствует. Сейчас мусор коммерциализируется в логистике и в захоронении (через коммунальные платежи), и немного в мусоросжигании. Поэтому, та тонна с человека в год, которая образуется, не участвует в энергобалансе, не возвращается обратно в экономику. Неизбежно, данная отрасль возникнет, раздельный сбор станет из культурного атавизма обычным делом, переработка будет рентабельна. Москва к этому подойдет совсем скоро, так как полигоны для захоронения забиты, поэтому через ценник вывоза переработка станет рентабельна. Только вывоз стоит жителю 500 рублей в год, а переработка 500 евро. Мусоросжигание без тепла и электричества уйдет в прошлое, как затраты без эффекта.
Третье. Развитие переработки снижает спрос на первичные (virgin) алюминий, пластик, древесину/пульпу, топливо. Алюминий и картон легко добиться возврата в оборот 50%+. А вот с пластиком пока трудно получается из-за разных типов и требований к качеству годного продукта, процентов 10% можно вернуть. Из-за кросс-эффектов, когда картонная упаковка конкурирует с пластиковой на критерии “экологичности” – сложно смоделировать, как будет меняться баланс для базовых отраслей. Но, с учетом демографии, на уровне первых переделов (добыча, заготовка) объемного роста ждать не приходится. Сущностно, останов экономроста в России связан и с исчерпанием объемного фактора. Металла, леса и топлива больше не требуется.
Поэтому, хотя сегодня в разговоре с Владимиром мы затронули тему “потери пассионарности в старой Европе”, я думаю, что мы ближайшее поколение будем у них перенимать культуру жизни, включая экологическое самосознание, заботу о своем окружении и переработке отходов. Процесс будет не быстрый. Нет цен, налогов, регулирования, бизнес-моделей и кадров.
По данной тематике из стратоновостей можно еще прочитать:
Запретить бензин и газ?
Миллион или минус 14%.