Новость: Work till you drop.
На этой неделе zerohedge поднял тематику, сколько процентов поколения миллениалов думают, что они будут работать до самой смерти. Ответ – зависит от страны.
Сначала вернемся в тематику, что нашему поколению пенсию платить некем, поэтому надо копить самостоятельно. Некем – потому что демографическая ситуация с рождаемостью просто не обеспечивает достаточного количества в следующих поколениях. Как делали анализ в письме №68 – количество работоспособных на одного пенсионера сократится до двух (США, Франция) – пяти (Китай) раз.
С другой стороны, у нас есть еще лет тридцать работоспособного возраста, чтобы успеть собрать на старость. Но в этом у нас есть большой враг – наша ментальность. Как поднимали в письме №65 и письме от 21.11.15, у россиян прошито в сознании и в подсознании, что будущего нет. То есть межстрановые сравнения горизонта планирования и оценки важности будущего показывают, что в России жизнь идет текущим годом и великим прошлым.
Что ведет нас к вышеупомянутой новости о работе до смерти:
Собственно новость zerohedge базируется на содержательном исследовании миллениалов, сделанном manpowergroup – где на странице 5 видно, что умудренные японцы уже все поняли, что им не на кого рассчитывать, а испанцы являются наиболее беззаботной нацией. В целом по выборке каждый восьмой уже ожидает, что будет работать до упаду.
Что из этого для нас?
Сначала объясним Японию. У японцев высочайшая продолжительность жизни, при этом в этом году родилось менее одного миллиона новых японцев (почти в три раза ниже периода бэби-бума 1949 года), мононациональная культура (когда 99% населения этнические японцы). Соответственно, проблема острая, очевидная и неискоренимая. Миллениалы в Японии приняли свою участь.
Теперь объясним Испанию. Ключевая разница – меньшая конкуренция в обществе (меньше соревновательность и готовность выкладываться) и меньшая ориентация на долгосрочный период (культурная историческая преемственность и идентичность). Демографическая ситуация в Испании не проще, чем в Японии (за исключением миграции). Текущее поколение миллениалов и моложе живут на соцобеспечение, так как после кризиса 2009 года безработица стала молодежной и перестала быть клеймом. Миллениалы в Испании живут mañana.
В России рождаемость лучше Испании и Японии. Это плюс. Продолжительность жизни меньше, что снижает нагрузку на пенсионную систему. По культурному профилю по конкурентности мы испанцы, по культурной исторической преемственности мы японцы. Но по академическому исследованию – мы совсем не ценим будущее (“гори пламенем”). Из чего простой вывод:
- не ожидаем, что у нас будет хорошая пенсия по умолчанию,
- не верим, что сами долго проживем (доживем до пенсии),
- но не откладываем, потому что либо не из чего, либо живем текущим днем.
Свежие Ведомости приходят к выводу “Хотите пенсию? Копите сами”.
PS. Возможный черный лебедь здесь – безусловный доход.
Все будет хорошо?