Письмо №51. Уроки демографии. Джокер Трампа. Кризис в России.

Восстанавливаем историю публикаций.
Три темы:
– Китай, Саудовская Аравия и Бразилия как три урока демографической проблемы.
– Трамп как джокер.
– Пара иллюстраций про кризис в России.
И дополнительно – про изучение языков.

Один из важнейших гигатрендов мира, определяющий нашу жизнь на ближайшие 30-40 лет – это смена демографической волны с роста на падение. Я уже ранее отмечал, что экономический рост связывается с ростом населения. Сейчас Россия в некотором плане пионер на пути сокращения экономически активного населения. Мир к этому будет приходить в ближайшие года. Хотя общее население не снижается, но доля пожилого и старого, а также бедного увеличивается. Сейчас, похоже, мир находится на уровне, когда достигнут пик среднего богатства. Худшие истории у Японии, Германии и России. В Китае в этом-следующем году начинает сокращаться экономически активное население. Важнейший вывод для нас: предыдущие волны пенсионеров жили за счет перераспределительной пенсионной системы. Потому что работающих было много, а пенсионеров мало. Теперь в развитых странах пенсионеры зависят от фондовых рынков, а фондовые рынки зависят от экономики. В общем – тоже не радужная картина. Про Россию я уже молчу-молчу, так как много распространился ранее. Мы и так не строим для себя радужных картинок.

Очень резко демографический фактор сработал в арабском мире на фоне падения нефтяных цен. У арабов много молодого населения, то есть проблем рабочих рук у них нет. Зато есть проблемы рабочих мест. С падением нефти у саудитов просто нет больше рабмест для студентов. Можете себе представить, что такое безработица среди выпускников вузов 90%? Это реальность Саудовской Аравии. На этом фоне очень странно выглядит их позиция, что они не борются за рост цены нефти, а продолжают гнать объемы. Путь в кризис с молодежными бунтами обеспечен.  Работа даже у расслабленных арабов стала роскошью.

В Бразилии нефтяной + рудный кризисы привели к невероятному спаду в экономике на фоне невозможности обеспечить рабочими местами молодые рабочие руки. Что на фоне популизма и коррупции привело к процедуре импичмента Дилмы Руссеф. Для меня вывод старый и доказанный. Эконом спад приводит к напряженности в обществе, которая выливается в политический кризис.

Про Трампа я ограничусь простым комментарием – его вероятность номинации на кандидата от республиканской партии была год назад такая же, как то, что Лестер Сити (заурядная команда) обыграет Челси и МЮ в чемпионате. Но случилось. По одному из очень странных опросов сделанных за пределами США, Россия явилась единственной страной, где Трамп нравится населению. Напомню, что Трамп для нас опасный вариант президента США, так как его предыдущая модель договаривания работает по принципу my way or highway. C Клинтоном и Обамой у нас можно было находить компромиссы. Трамп просто будет делать то, что считает нужным, без оглядки.

В России, к сожалению, кризис пока не останавливается. Теперь кризис уже докатился от инвестиционного сокращения и секвестра в ужатие потребительских расходов. Что манифестируется в рознице. Выживут крупные сетевики. Но даже у Перекрестка серьезные проблемы, так как он работает в дорогом сегменте. Поэтому в Перекрестке в этом году меняют все руководство, так как предыдущее не справилось с кризисом и конкуренцией с Магнитом. На десерт отличнейшая статья про ловушку ликвидности от предыдущего главы ЦБ – Сергея Дубинина.

Интересная тема – об автопроизводителях. РБК и Ведомости написали, что те, кто не обеспечил локализацию – закроются. Стоит читать статью Адиля Ширинова – руководителя Форда в России – про то, как надо делать локализацию и почему Форд в России остается в игре, вводя новые мощности и автомобили. Но, девальвация уже съела все возможности автопроизводителей по удешевлению (ценник-то на продажи населению тоже рублевый).

Как и прежде, продолжаю читать статьи на испанском и немецком. В испанском уже 215 прочитанных статей. В немецком уже 54 с начала этого года. Сравнивая сложности языков по количеству незнакомых слов по принципу подобное с подобным, получаем, что в первых 54 статьях на испанском среднее количество незнакомых слов составило 10.4 на статью. В немецком 19.27 на статью. Что означает простую истину: немецкий на 85% сложнее испанского.

Про корреляционный анализ: привожу картинку, что немецкий пока еще идет по линейной регрессии снижения незнакомых слов со скоростью на 0.16 незнакомых слова меньше на каждую новую статью. В фазу стабилизации, как испанский в июле прошлого года, еще не вошел:

51-pic